По информации источников РИА SM-News чиновники министерства ЖКХ Крыма и руководители подведомственного ему ГКУ «Управление капитального ремонта» увольняются, чтобы не подписывать акт приемки квартир для переселения граждан, ожидающих жилье с 2014 года
В Керчи жителей аварийных домов могут переселить в квартиры с кухнями без окон и перегородок, что недопустимо по нормам СанПиН. Государственный контракт на покупку 127 квартир за 205 млн рублей в ЖК «Дом у озера» предполагалось заключить с севастопольским застройщиком «Армада-М» зимой 2019 года, однако с тех пор статус «определение поставщика завершено» на сайте госзакупок не изменился. По информации РИА SM-News чиновники из министерства ЖКХ Республики Крым и Государственной жилищной инспекции Республики Крым не желают подписывать контракт, так как боятся возможной уголовной ответственности. Некоторые госслужащие, утверждает источник редакции, написали заявления об увольнении по собственному желанию.
Строительство жилых домов в районе шоссе Героев Сталинграда началось в 2017 году. Декларацию о начале работ, утвержденную бывшей службой Госстройнадзора Крыма, опубликовали на страничке профиля компании-застройщика на сайте поиска недвижимости «Циан». Документ подписал на тот момент директор ООО «Армада-М» Евгений Кожин.
Сведения о планировке квартир в жилом доме по адресу: шоссе Героев Сталинграда 44-48, корпус 1, крымская редакция РИА SM-News нашла только на профильном портале «Жилой Крым». По плану на типовом этаже находятся семь квартир: пять однокомнатных, по одной двухкомнатной и трехкомнатной. Кухни в пяти случаях выходят на лоджии, в двух — спроектированы в комнатах с окнами.
Возможно, не все квартиры в новостройке спланированы именно так. Редакции известно, что будущим жильцам показывали квартиры с кухнями без окон, без четких границ, отделяющих ее от основного жилого пространства. При этом будущим жильцам «навязывалось» нотариальное удостоверение на их согласие в получении жилплощади в указанном доме. Зачем застройщику может понадобиться эта ничего не значащая, неправомерная бумажка, не имеющая ни какой юридической силы для будущих жильцов? Чудеса творятся в нотариальных делах города Керчь. Новационные заверения, быть может, нотариальной палате нужно взять на заметку.
Сайты «Армады-М» (поисковик нашел упоминания и ссылки на два портала) не работают. Не работает и сайт Жилищного накопительного кооператива (ЖНК) «Дом у озера». ЖНК зарегистрировали в Севастополе в 2018 году, но через год, в мае, ликвидировали. В учредителях числились 52 человека, среди них и Евгений Кожин.
Судебные тяжбы
Согласно выписке из ЕГРЮЛ, с мая 2019 года директором ООО «Армада-М» числится Юрий Картушин. У Евгения Кожина, как у одного из двух учредителей компании, в собственности находится 49% «Армады-М».
Упоминания «Армады-М» есть и в картотеке дел системы электронное правосудие. По последнему делу Арбитражный суд Севастополя вынес решение 19 марта 2021 года.
9 марта 2021 года Евгений Кожин потребовал через суд от директора ООО «Армада-М» Юрия Картушина передать ему, как члену общества, 600 квадратных метров жилья в новостройке по адресу: шоссе героев Сталинграда, 44-А. Истец потребовал наложить арест на 20 квартир. 12 марта Арбитражный суд в аресте отказал, но запретил Картушину «совершать иные действия по вопросам отчуждения, передачи в аренду, залог и иные».
16 марта Евгений Кожин отказался от исковых требований. 19 марта суд удовлетворил его ходатайство.
Другая судебная история касается аренды земельного участка под строительство ЖК «Дом у озера». 29 марта 2019 года администрация Керчи потребовала взыскать с «Армады-М» 263 тысячи рублей задолженности за аренду с августа 2016 по декабрь 2018 года, а 6 мая от требований отказалась.
Мнение эксперта
Конструктор Евгений (фамилию не уточняем по его просьбе) работал над крупными объектами по России и, в том числе, в Крыму. Крымская редакция РИА SM-News поинтересовалась у эксперта, возможно ли проектировать кухни в квартирах без окон.
С чего начинается этап проектирования? Первым делом проектировщики определяют тип назначения застройки: жилье, временное жилье или общежитие, промышленный ли это объект. СанПиН нормируется объем квартиры, зонирование, даже шумы.
Попытка представить жилье как апартаменты — попытка уйти от ограничивающих норм. Например, можно построить жилье с потолком высотой в четыре метра, но назвать это жилье квартирой будет проблематично.
«На кухне обязательно должны быть окно, вентиляция, отдельный стояк под приточную вентиляцию. Это ограничение санитарно-эпидемиологических норм и законодательства РФ», — заявил собеседник. — «Одно окно должно быть. Кухня без окна не существует»
По его словам, если на кухне нет окна, то прорубить его могут потребовать пожарные инспекторы. Другой вопрос — каким образом, не соблюдая требования пожарной безопасности, могли сдать жилье в эксплуатацию.
«БТИ подаст бумажку на устройство оконного проема, собственник квартиры будет обязан его выполнить. Еще и штраф выплатит. А если окно будет выходить на основной фасад? Изменять фасад нельзя. То есть, в таком случае, речь идет о «мертвой» недвижимости. Это — тупик, такое жилье не продашь», — сказал он.
Если в квартирах не предусмотрены кухни, со всеми характеризующими её признаками то это не многоквартирный дом, а общежитие. В таком случае проектировщик должен разместить пищевые блоки в здании. Присутствие в комнате печки и раковины — это еще не кухня. Для всех видов кухонь предусмотрены требования, в том числе и её размеры. Если же кто-либо приобрел квартиру без кухни, соответствующей требованиям, то его могут выселить.
«Если человеку передали (получил в порядке переселения) жилье без кухни, то есть по документам она так числится, а на самом деле в 90 квартирах данного дома кухонь попросту нет (не соответствуют нормам СанПиН). В таком случае несмотря на то, что это жилье сдано в эксплуатацию (непонятно по каким принципам), это решение может в последующем быть пересмотрено, а дом — арестован, как непригодный для проживания», — сказал Евгений.
В пример конструктор привел общежития в одном южном городе, которые были построены для волонтеров. Государству один квадратный метр жилья в этих общежитиях обошелся в сумму до 50 тысяч рублей, а выкупили помещения по остаточной стоимости за четыре тысячи рублей за квадратный метр. Затем жилье переделали в квартиры и продали.
«Так что о чем ты говоришь? Какие квартиры без окон?», — заключил эксперт.