В Симеизе суд постановил снести частный дом на территории бывшей дачи генерала Семенова в течение трех месяцев. Владельцу Олегу Романчуку чиновники из администрации Ялты предложили встать на квартирный учет. «Получу я жилье в таком случае лет через шестьсот», прокомментировал он крымской редакции РИА SM-News.

Шестьсот лет — это слишком много. В этом году 17-летней дочери Олега еще в институт поступать. Дом снесут, девушка останется без прописки — как подавать документы в приемную комиссию?

Дом потребовали снести 22 соседа из построек во дворе и квартир, облепивших профнастилом, швеллерами, стеклопакетами и пластиком, древесно-стружечными листами и пеноблоками историческую дачу так, что от нее осталась узнаваемой только башня. На месте балкона возвели что-то двухэтажное жилое, на крыше рядом отражают солнце свет металлические профили, сбоку на высоте пристроена деревянная веранда, небо над двором затянуто проводами. По иску этих и других соседей четыре человека станут бомжами. Цена конфликта: приблизительно 20 квадратных метров земли в одном из самых привлекательных районов поселка, на которых построен дом Олега. Дом соседям помешал.

«Идти мне больше некуда, другого жилья у меня нет. Удивительно, что только мой дом оформлен по всем законам, и его сносят. Не понимаю, за что мне такая кара? Даже если, допустим, не нравится кому-то человек — это же не повод лишать его крыши над головой? Да, если вдруг я что-то нарушил, что-то у меня незаконно — пожалуйста, давайте тогда сносить все самострои», — сказал Романчук и показал толстую папку с документами на дом. — «А я с 2005 года здесь живу, дом в моей собственности, при оформлении ни разу ни одной взятки никому не занес!»

Выбирай соседей

Мечтатели издалека приезжают в Крым, любуются природой, восторгаются мягким климатом, купаются в море, на берегу встречают закат… Ах, Крым, ах, морюшко. Снять жилье в Симеизе одному человеку может обойтись в 3-5 тысяч рублей за сутки в сезон. В аренду сдают все: от номеров в гостиницах до перестроенных в двух или даже трехэтажные апартаменты гаражей и комнат в подобных муравейнику «шанхаях». Некоторые ставят на горе палатки, а в поселок спускаются только для того, чтобы за деньги сходить в душ на улице. Зато природа и чистый воздух.

Отдыхать легко, но постоянная жизнь в субтропическом раю Крыма на самом деле требует великой силы духа. В Симеизе есть прекрасные виллы «Ксения» и «Мечта». Последнюю от уничтожения фактически спасла продажа частному лицу. Дачу генерала Семенова, не менее грандиозной постройки образец модерна, в 1947 году заселили советскими гражданами. Одна из квартир, площадью в 18 квадратных метров, досталась родителям жены Олега Романчука. В юности он проводил в Симеизе каждое лето, в нулевых годах бросил жизнь в Киеве и переехал в Симеиз. Хотел жить и заниматься любимым делом, а пришлось занять в буквальном смысле слова круговую оборону.

«Бабушка предупреждала, что жить здесь очень непросто, но я не придавал значение. Раньше я занимался страхованием, проводил международные сделки, теперь же я художник и краснодеревщик — этим и зарабатываю на жизнь. Здесь мы жили в квартире без окон, без кухни и туалета, — показал Олег рукой в сторону бывшей дачи. — Мы попросили расширить у собственника дома — санатория «Юность» — жилплощадь, но нам запретили, так как это был памятник архитектуры. Кроме квартиры у нас был во дворе сарай, нам разрешили его реконструкцию под жилой дом. Чтобы закончить строительство, квартиру я продал».

Сарай по решению межведомственной комиссии перевели в летнюю кухню, а впоследствии и в жилой дом — после выполнения технических условий. Поселковый совет выдал справку, что не возражает против регистрации жилого дома на муниципальной земле. В 2005 году администрация Ялты приняла соответствующее решение.

Жильцы квартир в даче Семенова организовали товарищество собственников жилья. Олег в это товарищество не вступил, но нормальные отношения с соседями поддерживал. Позже приезжие выкупили часть квартир, организовали во дворе строительство. Столяр возмущался сносу столетних кипарисов, лавров. К фасаду дачи пристроили туалет, душ, хозяйственный блок. В результате получилась гостиница: «будем говорить, как есть».

«Я ни к кому претензий не имел. Только словесно — насчет вырубки деревьев. Как только они построились, поселковый совет подал документы на снос самостроев. Я один из первых помогал писать прошения, чтобы никого не сносили. Ну, это не дело», — сказал он.

Затем законы поменялись, соседям не удалось узаконить самовольные постройки, рассказал собеседник.

История конфликта

Конфликт, по словам Романчука, начался тогда, когда помимо дома у него был сарай под столярные работы и навес у входа. Крыльцо столяр сначала построил из чего было, а потом украсил резными наличниками. Отдыхающие фотографировались у навеса, интересовались работами Олега. Это, считает он, могло вызвать банальную зависть.

Соседи подали в суд в 2015 году, уже при России, на снос навеса, сарая и… жилого дома. Суд тогда удовлетворил иск частично. Разобрать заставили только навес и сарай. Дом — нет, так как шесть лет назад его считали законной постройкой с кадастровым паспортом, документами на право собственности.

И тогда Олег, возмущенный несправедливостью, вступил в бумажную войну с соседями. Один за одним он достает из папки обращения в прокуратуру, Роспотребнадзор, комитет по охране культурного наследия. Захотел справедливости, не добился, и фактически остался в итоге без имущества.

«Начал писать в администрацию: ну, раз вы снесли один сарай самовольный, давайте снесем все сараи самовольные. Ответы, конечно… Я так понял, что кому-то на хвост наступил, потому что очень большие деньги. Мы находимся в самом сердце Симеиза, рядом море. По поводу наживы на отдыхающих, это, на мой взгляд, самое дорогое место. У одного деятеля гостиница, у второго три этажа — тоже самое», — рассказал Романчук.

В 2016 году столяр обращался к президенту России по поводу уничтожения памятника архитектуры — дачи Семенова. В декабре — в крымское управление Роспотребнадзора. В 2017 году — снова к главе государства, насчет строительства. Председателю ТСЖ обращения показались оскорбляющими честь и достоинство, он потребовал компенсацию в размере 50 тысяч рублей через суд. Однако Ялтинский городской суд отказал в удовлетворении иска: каждый гражданин имеет право обращаться в государственные органы власти для проверки сведений.

Романчук рассказал, что в Симеиз приезжал глава Республики Крым Сергей Аксенов. Он пожаловался ему на построенную во дворе гостиницу. Аксенов, по его словам, пообещал разобраться и направить прокуратуру.

Романчук точно также подавал на соседей иск о сносе незаконных строений. Однако суд постановил, что он злоупотребляет своим правом. Хотя судебная экспертиза показала, что спорные строения закрывают свет, нарушают правила пожарной безопасности и так далее.

— Поговорить с соседями пробовали?

— Доходило до нападений на меня. Один раз четверо блокировали меня на выходе из дома, пока электрик срезал мой счетчик со столба. Машину паркую во дворе — ее кто-то постоянно царапает. Пытались избить. Бесполезно. Не жизнь в раю, а сущий ад.

— А с председателем ТСЖ?

— Не получается. Там или какая-то ненависть, или их не устраивает процесс приватизации земель. Они подготовили документы по переводу помещений в жилое, но если все соседи не подпишут, это не состоится.

— Вам предлагали подписать?

— Нет. Я давным-давно предлагал подписать. Но после того, как они лишили меня сарая и навеса… Физически неоднократно нападали… Один раз я отбился, мне пришлось защищаться. Это реальный факт, подтвержденный полицией.

У дома Романчука, на проходе во дворе, зарегистрировали летний душ площадью в один квадратный метр. Теперь летом туристы, которые отдыхают в Крыму в палатках, его принимают под окнами, рассказал он.

«Все сараи сдаются. Причем, это пожарно небезопасно. Это даже не жилые помещения. Электричество протянули из квартир в постройки во дворе».

Теперь дом Олега Романчука требуют снести в течение трех месяцев. Если он его не снесет самостоятельно, это сделают коммунальщики. Романчуку придется за это заплатить.

«И идти бомжевать», — заключил он.

Застроили до безобразия

В 2018 году особняк Семенова отказались включать в реестр объектов культурного наследия. Эксперт, кандидат исторических наук Александр Хливнюк установил, что из-за застройки памятник архитектуры потерял культурную ценность. Экспертизу заказывал однофамилец председателя ТСЖ, с которым не сложились отношения у Романчука.

«…выявленный объект культурного наследия «Особняк военного инженера Я.П. Семенова, 1914 год» претерпел значительные изменения, связанные с внутренней перепланировкой, проведенными ремонтными работами, перестройками и приспособлением под современные нужды. Объект на сегодняшний день утратил свой внешний и внутренний облик, архитектурные и стилевые особенности. Ввиду вышеизложенного экспертизой не выявлено ценности строения с точки зрения архитектуры, градостроительства, искусства, науки и техники, эстетики, этнологии или антропологии, социальной культуры. Исследуемый объект не является подлинным источником исторической информации. Объект экспертизы в настоящее время историческую функцию не выполняет и исторической ценности не представляет», — заключил Хливнюк.

Военный инженер Яков Семенов прибыл в Симеиз в начале XX века. В поселке он должен был проложить дорогу и построить водопровод. С 1902 года он занимался распределением земельных участков под строительство дач. В 1906 году Семенов основал «Общество благоустройства поселка». До 1913 года инженер построил 18 из 38 дач Нового Симеиза.

Участок под строительство особняка для себя Семенов купил в 1902 году. Проект здания он разработал сам, фасад — архитектор Николай Краснов. У входа в дачу Семенов разбил сад, посадил ливанские кедры и кипарисы. От входа на участок начинается Симеизский проспект, с которого открывается вид на виллы «Ксения» и «Мечта». Южнее — парк с видом на море и скалу Диво.

«Жилой дом <…> не является памятником архитектуры», — говорится в приложенном к экспертизе заключению ялтинского городского совета от 2004 года.

Решение суда

12 марта Ялтинский городской суд удовлетворил иск соседей Олега Романчука о сносе его дома. Суд отменил решение исполкома Ялтинского городского совета тогда еще Автономной Республики Крым от 10 июня 2005 года об утверждении межведомственной комиссии о регистрации дома пригодным для проживания. В течение трех месяцев Романчук должен его снести и привести участок в первоначальное состояние. Решение суда не вступило в законную силу.

«Является обоснованным требование истцов о признании действительным решения исполнительного комитета Ялтинского городского совета от 10 июня 2005 года №830, в части признания пригодным для проживания строения <…>, поскольку оно повлекло нарушение прав истцов на земельный участок, необходимый для эксплуатации многоквартирного дома. Кроме того, удовлетворение данного требования устранит сомнения у третьих лиц в отсутствии у ответчика прав на самовольную постройку», — говорится в решении суда.

Суд отклонил довод о том, что дом введен в гражданский оборот по решению ялтинских властей. Право собственности или право пользования земельным участком эти решения не порождают, говорится в документе.

По версии суда, Романчук построил дом без разрешения на строительство инспекции государственного архитектурно-строительного контроля. Строение возведено на участке, предназначенном для обслуживания многоквартирного дома. Согласие собственники квартир не давали.

«Суд признает строение самовольной постройкой», — говорится в решении суда.

Потому что мешает

— Какие ваши дальнейшие планы? Вам нужно с юристами проконсультироваться.

— Буду подавать на апелляцию. А на юристов за десять лет я уже столько потратил, что не сосчитать, — ответил Романчук.

Жители поселка предполагают, что если уж «Мечту» выкупили, может найтись покупатель и вилле «Большой Богдан». Эта вилла и есть санаторий «Юность». Вряд ли человек при деньгах, ценитель искусства и классической архитектуры, способный возродить из небытия дачи начала XX века, захочет соседствовать с нагромождением комнат из стеклопластика и профнастила, но это будет уже другая история. Пока что один человек считает себя жертвой обостренного чувства справедливости, да и умножено оно на перспективу остаться без всего потому, что дом соседям помешал.